Оружие кобу-дзюцу
Особенностью окинавского кобу-дзюцу является то, что в качестве оружия применяют сельскохозяйственные инструменты и другие предметы быта, которые не предназначены быть оружием. Самыми распространенными среди них являются:
— Бо (палка). Наиболее распространена року-сяку-бо (длиной 180 см). Менее распространены другие: кю-сяку-бо (280 см) и сан-сяку-бо (100см);
— Нунтяку (короткий цеп для молотьбы). Скорее всего, наиболее известное оружие Окинавы. Представляет собой две короткие палки (по 25—32 см), соединенные веревочным или цепным звеном (длиной 8—10 см).
— Сай (трезубец, укороченный до размеров кинжала). В сечении его зубцы не граненые, а круглые. Используется попарно, а третий сай носят за поясом в качестве запасного. Иногда сай прикрепляют к концу палки, такое гибридное оружие называется нунти;
— Тонфа (рукоятка мельничного жернова). Используется как парное оружие, преимущественно для блокировки;
— Кама (серп). В отличие от славянских серпов, здесь лезвие насажено на прямую рукоятку под прямым углом. Более напоминает мини косу. Применяется в одиночном и парном вариантах;
— Эку (весло). Техника работы с веслом (эку-дзюцу) представляет разновидность техники работы с палкой (бо-дзюцу);
— Тэкко (кастет). Есть множество вариантов, но отличием окинавского тэкко является выступающий спереди (из пальцев) острый шип, реже два шипа, Похож на индийскую ваджру и микронезийский никкумвуч;
— Суручин (веревка с грузилами по обеим концам). Различают «нага-суручин» длиной три метра, и «тан-суручин», длиной полтора метра. Применяется для захлестывания рук или ног противника, для ударов в голову и по рукам с дальней дистанции;
— Фундо (короткая цепь с рукоятками по концам, играющими роль грузил). Существует в двух вариантах: «кусари-фундо» (50 см длины) и «хо-со-фундо» (70 см длины);
— Кува (мотыга), тэчу (лом), тимбэ (щит в сочетании с секачом для разделки крупной рыбы и туш животных) относятся к видам оружия, мало известным за пределами Окинавы. Щит — это круглая крышка от больших емкостей, сплетенная из молодых побегов бамбука и обтянутая кожей животных.
Матаёси Синпо говорил, что изучение искусств кобудо (прежнего кобу-дзюцу) связано с риском. От мастера требуется полное владение телом и оружием, полного слияния тела и оружия. Цель ко-будо это изучения самого себя, испытать свои силы и свое терпение, отделить добро от зла.