КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КАРАТЭ-ДО
Воинское искусство, которое в наше время известно под названием каратэ-до, пришло к нам более 2000 лет назад из Индии и Китая. Затем оно попало на остров Окинава и только после этого – в Японию. Каратэ явилось результатом трансформации древних воинских стилей, которые изменяются вплоть до настоящего времени. О том, что история каратэ уходит корнями в глубокую древность, свидетельствуют археологические находки во многих странах востока. С определённой долей уверенности можно утверждать, что древнее китайское воинское искусство у-шу (или как его ещё называют кунг-фу) является непосредственным предшественником каратэ.
Из известного китайского монастыря Шаолинь («молодой лес»), что в китайской провинции Хэнань, берёт своё начало школа Шаолинь-цюань (в переводе – «Шаолиньский кулак»), которая основывается на духовных традициях древней китайской культуры – основе любого боевого искусства. Основателем древней школы стал монах по имени Бодхидхарма (в японском варианте - Дарума), который прибыл из Индии и создал созерцательную ветвь буддизма, которую называют «Чань-фа» в Китае и «Дзен» в Японии. Бодхидхарма хотел донести до людей идею о единении тела и духа и конечном торжестве справедливости на земле. Бодхидхарма оставил после себя комплекс дыхательных и гимнастических упражнений, привезённых им из Индии, который шаолиньские монахи использовали для поддержания своей боевой формы.
История доказывает, что Шаолинь, подвергнувшись за время своего существования многочисленным испытаниям, явился колыбелью первой необыкновенно эффективной техники борьбы.
В 1723 году Шаолинь, будучи центром восстания, после долгого и кровопролитного сражения был сожжён. Лишь нескольким монахам, в совершенстве владевшим боевой техникой, удалось скрыться. Позже эти монахи стали обучать владению своим искусством население Китая. До этого времени искусством кунг-фу владели лишь немногие избранные. По всему Китаю возникло несколько сотен школ этой борьбы. Боевые искусства Китая, будучи достоянием широких слоёв населения, не могли не распространиться за пределы страны. Так кунг-фу попало на остров Окинава архипелага Рюкю, находящийся к югу от Японии и бывший центром торговли между двумя государствами. Именно здесь, на Окинаве, на пересечении японской и китайской культур, возникла форма, из которой берут своё начало все существующие ныне многочисленные стили и школы каратэ.
В то время за господство над островом боролись две страны – Китай, а затем Япония, завоевавшая остров в 1609 году, и местные жители часто были вынуждены оказывать сопротивление захватчикам.
Основой зародившегося на Окинаве боевого искусства, несомненно, оставалось китайское кунг-фу, которое в сочетании с элементами местной боевой техники и японского дзю-дзюцу составило техническую базу окинава-тэ («окинавская рука»). Окинава-тэ окончательно сформировалось к началу XIX века. Тогда существовало три основных центра в городах Томари, Наха и Сюри. Соответственно и направления единоборства условно подразделялись на Томари-тэ, Наха-тэ и Сюри-тэ. В это же время появляется в названии боевого искусства иероглиф «кара» - что значит «китайский». Впервые иероглифы каратэ появились в школе мастера Сакугава, которого по праву можно считать основоположником Окинава-тэ. Последователь Сакугавы – Сокон Мацумура в 1832 году создал школу Сёриндзи-рю каратэ.
Официально наименование каратэ на Окинаве утвердилось в конце 80-х годов 19 века.
ИСТОКИ - КИТАЙСКИЙ ПЕРИОД
Рю Рю Ко
Истоки боевой системы рукопашного боя КАРАТЭ уходят своими корнями в легендарный Дзен монастырь - Шаолинь. Именно в шаолине, колыбели многих боевых единоборств, были заложены и развиты системы рукопашного боя которые легли в базу окинавского каратэ.
Истоки Окинавского Годзю-рю берут своё начало от великого китайского мастера РюРю Ко, который практиковал боевое искусство в провинции Фучжоу (юг Китая) РюРю Ко зарабатывал на жизнь тем, что строил кирпичные дома, и, кроме того, плёл корзины и всяческие предметы быта из бамбука.
Рю Рю ко был высокого роста, с бугрящимися мышцами. Это был настоящий богатырь с прекрасной пропорциональной фигурой, обладавший невероятной силой хвата, по-видимому, развитой в результате специфической тренировки, характерной для южно-шаолиньских стилей ушу. Во время тренировок он был очень суров, но в обычное время вел себя весьма дружелюбно.
Про его ловкость и силу есть много историй и легенд...
Однажды, к нему заявился молодой человек, возомнивший себя мастером рукопашного боя, и, намереваясь не то вызвать на бой Рюрю, не то просто похвастать своей силой, схватил толстенный бамбуковый шест, и, напрягшись, переломил его пополам. Хигаонна, присутствовавший при этом, только открыл рот: это была демонстрация невиданной силы! Но и Рюрю был не промах. В ответ он взял такую же бамбуковую палку и, чтобы вы думали? Он её разорвал! Не поломал, а именно разорвал, растягивая в стороны за разные концы! Молодой человек,осмелившийся бросить вызов уважаемому мастеру, был посрамлён и тут же покинул дом...
Вот к такому мастеру китайского рукопашного боя и попал на обучение Канрио Хигаонна. Канрио жил на первом этаже мастерской учителя. Утром он просыпался и начинал тренироваться. Потом ученик и учитель вместе отправлялись заготавливать бамбук, а вечером Хигоанна ждали беседы о смысле боевых искусств. Каждый день юнный Хигаонна практиковал ката Сан Чин, укреплял свое тело с помощью специальных снарядов (то что позднее стало называться на окинаве Ходзе Ундо), набивки и упражнения «толкающие руки» - какие. Одно из оригинальных упражнений, которое применялось на тренирвках – борьба в тесном бамбуковом ящике. Со временем упорный и трудолюбивый ученик стал выделяться среди прочих студентов Рю Рю Ко. После шести лет изучения ката Сан Чин мастер начал объяснять ему технику других коплексов.
Наряду с рукопашным боем Канрио изучал работу с оружием и в первую очередь способы владения шестом и мечом. Наряду с боевыми искусствами Рю Рю Ко наставлял окинанвца в медицине. За время своего ученичества Канрио научился разбираться в лечебных травах и эликсирах. Проведя у Рюрю Ко около 15 лет, в 1882г Хигаонна вернулся на Окинаву, где продолжил занятия.
Известно, что от Рюрю Ко Хигаонна привёз технику ката входящие в арсенал Годзю-рю, как Сантин, Сайфа, Сэйюнтин, Сисотин, Сансэйру, Супаринпэй, Сэйсан, Сэпай, Курурунфа.
ИСТОКИ - ОКИНАВА
Канре Хигаонна (1851-1915) - окинавский мастер каратэ.
Родился в Нисимура, Наха.
В юношеском возрасте он, как и большинство его сверстников, изучал тэ. Впервые к занятиям воинскими искусствами Канре приступил в 1867 году под руководством мастера Сэйсо Арагаки (второе прочтение его фамилии - Ниигаки) (1840-1920) по прозвищу "Мая", что означает на окинавском диалекте "Кот".Около 3 лет Хигаонна обучался у него, пока в 1870 году наставника вместе с официальными лицами не отправили в Бэйцзин - ныне столица Китая Пекин (Арагаки был переводчиком).В 1866 году, в возрасте 15 лет, он отправился в Китай, в провинцию Фукьен (Фуцзянь). Там на протяжении нескольких лет он тренировался под руководством нескольких мастеров китайского цюань-фа.Хигаонна вернулся на Окинаву в 1882 году, создав новую школу каратэ, Назвав ее НАХА -Тэ( Кулак НАХА) отличающуюся от других стилей синтезом двух составных: го-но-кэмпо и дзю-но-кэмпо (жесткого и мягкого кэмпо), в рамках одной системы.Хигаонна активно пропагандировал ката Сантин, которая впоследствии стала сердцем Годзю-рю. Говорят, что после выполнения этой ката самим мастером деревянный пол был горячим от трения его подошв, а несколько человек одновременно не могли сдвинуть его с места из стойки Сантин-дати.Мастерство Хигаонны было блестящим. Скорость его передвижений поражала воображение. Сила удара ногой была настолько велика, что он даже при своем небольшом росте мог разбить толстые прочные доски, которые применялись для строительства лодок. За это люди его прозвали "Аси-но-Хигасионна". Еще одним его прозвищем было "Кэнсэй", то есть "Священный Кулак".Кэнко Накаима (10 дан, глава стиля Рюэй-рю) рассказывал, что его отец, Кэнтю Накаима, описывал спарринг Хигаонны как "легкий, отличающийся необычайной работой ног и быстрыми ударами ногами в нижний уровень".На Окинаве Хигаонна соперничал по репутации с Итосу, хотя в жизни они были друзьями. Любимым высказыванием мастера было:"Каратэ нуждается в технике, и каратэ нуждается в цели."Он не был просто тренером в обыденном понимании этого слова. Он был учителем с большой буквы. Хигаонна придерживался определенных норм и принципов, хотя "ничто человеческое" ему не было чуждо. Он часто говорил Тедзюну Мияги что:"Предназначение каратэ - не причинять людям боль и калечить их, а помогать обществу".Чтобы лучше характеризовать личность Хигасионны, можно привести еще одно выражение, принадлежащее ему:"В воинских искусствах важное место занимает духовное совершенствование, поэтому запомните: если в вашей жизни что-то преградит вам путь, сверните и обойдите это"
Годзю-рю каратэ (Школа «жесткого и мягкого»)
Основатель мастер Мияги Тодзюн (1888—1953)
Занятия боевыми искусствами Мияги начал с 11 лет. Первые 3 года его учителем был Арагаки Рюко. Затем учитель представил способного подростка великому мастеру Наха-тэ, Хигаонна Канрё (1840—1915). После двух лет, проведенных в кругу «семьи» Хигаонна, Мияги по его совету отправился на 4 года в Китай (в приморскую провинцию Фуцзянь), в те самые места, где лет тридцать назад учился сам Хигаонна. После возвращения домой Мияги возобновил тренировки у патриарха стиля, продолжавшиеся вплоть до кончины последнего.После смерти Хигаонна встал вопрос о его преемнике. На руководство школой претендовали двое: 27-летний Мияги и Киёда Дзюхацу, любимый ученик патриарха, его «тень», хранитель самых сокровенных секретов Наха-тэ. Их соперничество закончилось тем, что в мае 1917 г. Мияги еще на 2 года отправился в Китай, чтобы продолжить там занятия у преемников Во Луциня, бывшего некогда учителем патриарха Наха-тэ. Его сопровождал некий Ёсикава (1886—1940), китаец по происхождению, чья семья давно уже поселилась на Окинаве. Этот Ёсикава хорошо владел ушу в стиле «Белый журавль» (Байхао-цюань) и, судя по всему, оказал значительное влияние на Мияги.Вернувшись из Китая в июле 1919 г, Мияги начал работу по созданию своей собственной системы из элементов всех тех школ, которые он изучал: Рюкю кэмпо (Арагаки), Наха-тэ (Хигаонна), Байхао-цюань (Ёсикава), Синъи-цюань (кулак формы-мысли), Танлан-цюань (кулак богомола). Основополагающими ката новой системы стали Сантин (в двух версиях — с пальцами, сжатыми в кулаки, и с открытыми ладонями) и Тэнсё. Значительно позже, в 1940 г., Мияги создал еще две ката: Гэкисай-дай-ити и Гэкисай-дайни.В 1927 г. основатель дзюдо, мастер Кано Дзигоро, приехал на Окинаву со своими учениками для показательных выступлений. Вполне понятно, что демонстрировались всевозможные захваты и броски. К немалому удивлению Кано, после выступления дзюдоистов на площадку вышел какой-то крепкий мужчина (это был Мияги) и тоже показал серию захватов с бросками, но иных по технике исполнения, нежели в дзюдо. Позже, в более интимной обстановке, Мияги познакомил доктора Кано с богатым арсеналом бросков и болевой техники окинавского каратэ. Японец был поражен, тем более, что он уже познакомился с каратэ в исполнении Фунакоси Гитина, но тот ничего подобного ему не демонстрировал.На следующий год, по инициативе Кано, Мияги был официально приглашен в Киото, для участия в фестивале, организованном Всеяпонской ассоциацией боевых искусств (Дай Ниппон Бутокукай) — ВАБИ. Эта организация, созданная в 1895 году, устраивала такие фестивали регулярно. В 1917-м она приглашала в Киото мастера Фунакоси, чтобы он познакомил японских знатоков с окинавским искусством удара. Однако его выступление скорее развеселило собравшихся, чем поразило. Каратэ Фунакоси больше походило на какой-то экзотический ритуал, или танец, чем на грозное боевое искусство (тем не менее, в 1922 г. ему удалось издать в Токио свою книгу «Рюкю кэмпо тотэ»).
Мияги был очень плотно занят преподавательской работой в своей ассоциации, поэтому поехать в Киото не смог. Вместо себя он послал лучшего своего ученика, Синзато Дзинана (1901 — 1945). Его выступление произвело сильное впечатление. Все увидели, что каратэ — это не только ритуал или военизированная гимнастика, но еще и грозная система рукопашного боя. Когда у Синзато стали спрашивать, как называется его «рю» (школа), он ответил: «ханко-рю» (школа середины). По возвращении домой его спонтанный ответ получил одобрение учителя, процитировавшего по этому поводу слова из китайского стихотворения: «все на свете одновременно и жесткое, и мягкое» (в том смысле, что везде побеждает «золотая середина»). Так родилось название Годзю-рю. В 1933 г. школу Мияги под этим названием официально зарегистрировала Дай Ниппон Бутокукай.
Джундокан Окинава
Эйити Миядзато
Отец Миядзато Эйити, торговец, одно время был учеником Хигаонны Канре, поэтому, по рекомендации своего отца, Миядзато поступил в додзе Мияги в 1935 году, в возрасте 13 лет. За исключением короткого перерыва во время Второй мировой войны, когда он был послан со своим полком в Манчжурию, он всегда был со своим учителем.
Миядзато был помощником Мияги в додзе в квартале Цубоя вплоть до смерти учителя.
ДЖУНДОКАН
После смерти Мияги в 1953г родственники мастера отдали все его тренировочные приспособления раздела ходзё-ундо одному из его учеников – Эйити Миядзато . На совместном собрании учеников Тёдзюна было решено, что отныне обязанность на проведение тренировок в саду-додзё будет возложена на него.
Кстати, дзюдо – второй по значимости вид единоборства для Миядзато. Он начал заниматься дзюдо в возрасте 14 лет под руководством местного учителя Сёко Итокадзу, и даже получил блестящую возможность тренироваться в зале Кодокан в Токио, и после долгих лет занятий этим видом спорта получил седьмой дан.
По смерти Мияги, как известно со слов многих мастеров и прежде всего самого Миядзато, ученики Основателя собрались для того, чтобы избрать преемника. В собрании приняли участие Мэйтоку Яги, Гэнкай Накаима, Эйити Миядзато, Косин Иха и Кэё Маданбаси. По общему решению Миядзато был признан самым опытным специалистом в области Годзю-рю. По просьбе собравшихся прибыл и второй сын Мияги Кэй. Он сказал, что отец всегда мог положиться во всём на Эйити Миядзато. После того как было названо имя, Гэнкай Накаима, который вёл собрание, произнёс: "Теперь вы знаете, кто станет преемником Мияги”. Собравшиеся приветствовали этот выбор.С тех пор он стал преподавать вместо своего учителя. Занятия так и проходили в саду Мияги, а семья покойного в знак благодарности передала Эйити все приспособления раздела ходзё-ундо.В 1956-57 годах в квартале Асато города Наха был построен зал, получивший название Дзюндокан, что означает "зал, где идут стопами основателя Тёдзюна” (иероглиф "дзюн” – одна из составляющих имени Мияги).
Это продолжалось до тех пор, пока не было завершено строительство его собственного зала под названием Джундокан в квартале Асато, города Наха.Миядзато также унаследовал после Мияги должность главного инструктора по каратэ в Полицейской Академии, где он также обучал и дзю-до.
Он начал заниматься дзю-до в возрасте 14 лет под руководством Секо Итокадзу, а позже смог некоторое время тренироваться в Кодокане, в Токио, в результате получив 6 дан. Одно время Миядзато был чемпионом Окинавы по дзю-до и чемпионом Всеяпонских соревнований по дзю-до среди военнослужащих.
В 1955 году Миядзато построил существующий и поныне Джундокан, где на протяжении долгих лет он обучал каратэ Годзю-Рю, подготовив множество хороших каратистов.
В его стенах проходят обучение сенсей Аничи Мияги, сенсей Морио Хигаонна, сенсей Теруо Чинен, сенсей Кошин Иха, сенсей Яцуда и многие другие.
В 1957 году два лучших ученика Ейичи Миядзато - сенсей Морио Хигаонна и сенсей Теруо Чинен отправились в Токио, где вместе преподавали в доджо Йоги. В 1969 году сенсей Теруо Чинен переехал в США и начал преподавать Окинава Годзю-рю каратэ в г.Спокейне штат Вашингтон. В то время сенсей Чинен был председателем Федерации Окинава Годзю-рю каратэ-до.Затем сенсей Чинен образовал организацию Международный Джундокан " JUNDOKAN International " в честь своего учителя, сенсея Миядзато.
Дзюндокан-Интэрнэшнл
Теруо Чинен
В 1969 году Тэруо переехал в городок Спокэн штата Вашингтон. Там и базируется до сих пор его додзё.
Тэруо Чинэн – один из самых талантливых организаторов каратэ в США. Нельзя сказать, что в его организации очень много учеников, но те, кто пришёл к нему, остаются надолго. В залах "Дзюндокан-Интэрнэшнл" царит строжайшая дисциплина, даже детям запрещено шуметь и смеяться во время занятий.
В "Дзюндокан-Интернэшнл" не разбрасываются данами, как в некоторых других случаях. Чинэн не "делает подарков" даже в том случае, когда ему это политически выгодно: пояса у него зарабатываются долгим и упорным трудом. Кстати, в отличие от многих других мастеров, он не проводит официальных экзаменов: после проведения семинара он решает, кому присваивать тот или иной ранг. Приблизительно такого же принципа придерживался Ёичи Миядзато – пояс он давал своим ученикам за то как они тренируются и чего добились, а не в результате экзамена, который у некоторых инструкторов имеет цель показать, что, мол, "надо пахать" и выжать из аттестуемого все силы. Девиз Дзюндокан-Интернэшнл – "Пот, кровь и слёзы". Занимающийся должен постичь тяжёлую науку каратэ и понять, что добиться чего-либо можно только таким образом.